В целях анализа посещаемости и улучшения работы портала мы используем сервис «Яндекс.Метрика». Оставаясь на нашем портале, Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших данных указанным сервисом.
В Татарстане на диспансерном учете с диагнозом «ВИЧ-инфекция» состоит более 15 тысяч человек, в Казани – более 6 тысяч, вирус иммунодефицита диагностирован у 51 ребенка
Ежегодно 1 декабря отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом, который в этом году проходит под девизом «Преодоление трудностей, трансформация мер борьбы со СПИДом». В Республике Татарстан ВИЧ-инфекция диагностирована у 15 тыс. 832 человек, в Казани – у 6 тыс. 480, вирус иммунодефицита выявлен у 51 ребенка. Благодаря современной медицине и антиретровирусной терапии (АРВТ) люди с таким диагнозом живут полноценно, а продолжительность жизни инфицированных пациентов выросла практически до нормального уровня. Корреспондент портала KZN.RU поговорил с Еленой Николаевой (имя и фамилия изменены), ВИЧ-инфицированной матерью 21-летнего сына, который с рождения имеет положительный ВИЧ-статус. Она рассказала, как смогла преодолеть все трудности и вырастить счастливого ребенка.
Фото: Денис Гордийко
В настоящее время 43-летняя Елена Николаева – счастливая жена и мама двоих детей. Однако так было не всегда.
В 18-летнем возрасте Елена узнала о своем страшном диагнозе – «ВИЧ». Юная девушка вступила в отношения, но партнер скрыл от нее, что заражен вирусом иммунодефицита. Так, в силу неопытности и неосведомленности она стала жертвой обстоятельства, которое изменило ее жизнь.
По словам собеседницы, после диагностики заболевания молодая девушка столкнулась с негативным отношением к ней со стороны медицинского персонала и врачей – тех, кто по долгу службы и данной когда-то клятве Гиппократа должен помогать больным людям.
«Когда пришла к инфекционисту, он не только не поддержал меня, но и убил во мне надежду, сказав, что мне осталось жить 16 лет. Эти слова прозвучали как приговор. Я ушла в себя, закрылась от людей, меня даже посещали мысли уйти из жизни…», – вспоминает Елена.
Еще одним испытанием для молодой девушки стало известие о беременности. В тот момент она уже проходила противовирусную терапию. На этом жизненном этапе Елена снова столкнулась с осуждением – тогда все еще существовала проблема недостаточной информированности даже среди медицинского персонала. Во время приема врач в женской консультации сказала, что девушке нужно прерывать беременность. Но у нее даже мысли не возникало об этом.
«Не было тогда никакого конструктивного разъяснения о том, что существуют препараты и что жизнь не заканчивается», – рассказала Елена. В то время она обратилась в СПИД-центр, где ей назначили обследование. По результатам обследований девушке выписали препараты, которые необходимо принимать в течение всей жизни.
Когда Елене было 19 лет, на свет появился ее первенец Кирилл (имя изменено). У мальчика сразу определили ВИЧ-положительный статус. В роддоме молодую маму определили в специальную палату с другими женщинами и детьми, которые тоже имели этот диагноз. И здесь она вновь столкнулась с некорректным обращением со стороны медперсонала.
«Одна из подруг решила навестить меня и ребенка, при входе в роддом персонал сообщил гостье без моего согласия о заболевании. На тот момент я не была готова рассказывать подруге об этом, но ее уже поставили перед фактом. Так близкие узнали сразу две новости: одну радостную и одну печальную – о рождении ребенка и заболевании», – поделилась Елена.
Ребенка сразу после рождения поставили на учет и прописали ему антиретровирусную терапию. Сначала сын Елены принимал жидкие препараты в течение трех-четырех месяцев, после этого был перерыв приема медикаментов. Когда Кириллу исполнилось три года, терапия возобновилась. В течение паузы ребенка наблюдали врачи и регулярно брали у него анализы. Принимать препараты на постоянной основе мальчик начал с восьми лет. Причиной послужило снижение у него иммунитета. Тогда врач-инфекционист назначил ребенку пожизненную АРВТ.
В 13 лет мама решила рассказать мальчику о его «особенном» диагнозе. Справиться с непростой психологической задачей помогали специалисты СПИД-центра. Они приглашали Кирилла на встречи с другими ВИЧ-положительными детьми, тем самым помогая ему осознать, что он не одинок, и с этим диагнозом можно жить, учиться и заводить друзей. «На протяжении всей жизни мы окружали его любовью и заботой. Но именно в тот момент оказывали сыну максимальную поддержку», – заметила собеседница.
По словам Елены, ее сын не сталкивался с проблемами в общении, так как семья решила не афишировать свой ВИЧ-статус. В школьной медкарте ребенка было написано, что он болен вирусным гепатитом. «Это было нужно, чтобы избежать негатива. При вирусном гепатите такие же меры предосторожности, как и при положительном ВИЧ», – пояснила женщина.
Однако это не сильно улучшило ситуацию, поскольку в те годы существовала проблема отсутствия толерантности и к этому диагнозу. Елене пришлось лично проводить беседы со школьным врачом и медицинской сестрой – объяснять, что сын на регулярной основе принимает препараты и сдает анализы. «Я была на связи с детской поликлиникой и СПИД-центром. Никто вопросов много не задавал», – отметила женщина.
Сейчас сыну Елены 21 год. Молодой человек живет полноценной жизнью, он получил среднее профессиональное образование в сфере IT и планирует в дальнейшем поступать в вуз. Юноша ведет активный образ жизни, занимается спортом, культуризмом и плаванием.
Также в семье Елены подрастает восьмилетняя дочь. Благодаря АРВТ, назначенной маме, девочка не имеет заболевания.
Как признается Елены, по прошествии многих лет борьбы с болезнью, принятием себя и своего ВИЧ-статуса, непониманием и стигматизацией темы ВИЧ в обществе, она достойно справилась с трудностями и живет полноценной жизнью.
«Я думала, что это заболевание – наказание. Но, когда я начала работать с психологом, поняла, что ВИЧ – не повод опускать руки и переставать бороться», – заключила собеседница.
«Вирусу все равно, какого вы пола, возраста, социального статуса»
О том, что такое ВИЧ, почему заболевание может коснуться каждого вне зависимости от возраста, материального состояния и образования, какие мифы о ВИЧ-инфекции существуют – в интервью с заведующей отделом профилактики, врачом-эпидемиологом Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями Алсу Тимерхановой.
Алсу Камилевна, несмотря на большой объем информации в открытых источниках, люди часто путают понятия «ВИЧ» и «СПИД». Что такое ВИЧ-инфекция и СПИД?
ВИЧ – это вирус иммунодефицита человека, который поражает и постепенно разрушает иммунную систему. Инфекция медленно прогрессирует, не вызывая каких-либо специфических симптомов. ВИЧ передается при незащищенных половых контактах, через кровь и от матери ребенку (при условии, если мама не принимала антиретровирусную терапию).
СПИД – это синдром приобретенного иммунного дефицита. Это не отдельное заболевание, а финальная стадия ВИЧ-инфекции, когда иммунная система повреждена и не может бороться с другими инфекциями и болезнями.
Какова статистика по числу ВИЧ-инфицированных в Казани и в Татарстане? Наблюдается ли рост? Какова статистика по сравнению с общероссийскими данными
Республика Татарстан относится к регионам со средним уровнем распространенности ВИЧ-инфекции. Ситуация по республике стабильная. Уровень ежегодной заболеваемости снижается с 2016 года и на сегодняшний день ниже уровня заболеваемости за аналогичный период прошлого года на 12,5%. На диспансерном учете в Татарстане состоят 15 тыс. 832 человека, в Казани – 6 тыс. 480.
Заражение ВИЧ-инфекцией, как и в предыдущие годы, происходит преимущественно половым путем, который занимает доминирующие позиции на территории республики в течение последних 15 лет.Анализ лабораторным методом можно сдать при диспансеризации, прохождений медицинских осмотров или по направлению врача в поликлинике по месту жительства.
На платной основе анализ можно сдать в частных медицинских учреждениях, имеющих соответствующую лицензию.
Официальный сайт ГАУЗ «РЦПБ СПИД и ИЗ МЗ РТ»: www.infospid.ru
Телефон доверия: +7(843) 272-70-90
Горячая линия: +7 (800) 201-12-81
Во власти заблуждений
Мифы о путях передачи ВИЧ – одна из главных причин стигмы и дискриминации людей, живущих с вирусом иммунодефицита. Зачастую они мешают адекватной профилактике и лечению инфицированных.
Миф № 1: Инфицироваться ВИЧ можно через бытовые контакты
Бытового пути заражения ВИЧ-инфекцией не существует! Нельзя заразиться через общую посуду, полотенца, постельное белье. Вирус нежизнеспособен во внешней среде и быстро разрушается. Через слюну, оставшуюся на чашке, он не передается, как не передается и через объятия и рукопожатия. Неповрежденная кожа является непреодолимым барьером для вируса.
Нельзя заразиться и при поцелуе. В слюне содержится крайне мало вируса, которого недостаточно для заражения. Вирус не передается через воду и не выживает в таких условиях, поэтому невозможно инфицироваться в бане или бассейне.
ВИЧ передается только через биологические жидкости организма – кровь, сперму, вагинальный секрет, грудное молоко в достаточной для инфицирования концентрации.
Миф № 2: ВИЧ – это болезнь так называемых «групп риска»
Одно из главных заблуждений считать, что ВИЧ – это болезнь «групп риска» – потребителей психоактивных веществ, лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией и др. Это устаревший и опасный стереотип. ВИЧ вышел далеко за рамки любых групп. Сегодня преобладающий путь передачи вируса – гетеросексуальные контакты. Вирусу все равно, какого вы пола, возраста, социального статуса или сексуальной ориентации. Риск определяет не принадлежность к группе, а поведение.
Миф № 3: Если у партнера «хороший опрятный внешний вид», то у него не может быть ВИЧ
Это один из самых опасных мифов. ВИЧ-инфекция может 10-15 лет протекать бессимптомно. Человек может отлично себя чувствовать, прекрасно выглядеть и даже не подозревать, что инфицирован. Внешний вид – никакой не показатель ВИЧ-статуса!
Камилла Салихзянова