Вход
Сбросить пароль
Сбросить пароль

Если вы забыли пароль, введите ваш E-Mail. Информация, необходимая для смены пароля, будет выслана вам по E-Mail.

Вход в личный кабинет
Сообщение в техническую поддержку
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
26.11.2020, 12:55

Анна Григорьева: «Кто знает, может, в 70 лет я буду каждые выходные летать на Луну»

Победитель всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» – о том, как дети ориентируются по звездам и изучают космос.

Фото: из личного архива А.Григорьевой

(Город Казань KZN.RU, 26 ноября, Алина Бережная). В следующем году Казань примет Всероссийский конкурс профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Это стало возможным благодаря победе педагога Центра внешкольной работы Авиастроительного района Анны Григорьевой в конкурсе этого года. Девушка уже 7 лет открывает детям тайны космоса, учит их ориентироваться по звездам и прививает любовь к естественным наукам. О победе в конкурсе и о дальнейших планах Анна Григорьева рассказала читателям портала KZN.RU

Люди, работающие с космосом, уникальные, наполненные, одухотворенные

Анна Игоревна, на конкурсе вы представили методические разработки образовательных программ по изучению космоса. Почему решили заниматься именно этой сферой?

А.Г.: Любовь к космосу у меня с детства. Мой отец Игорь Петрович Григорьев в 1999 году на базе экспериментальной школы-лицея при университете (ныне лицей им.Лобачевского – прим.ред.) создал педагогическую программу «Организация космических разведчиков». Дети с раннего возраста изучали космос, участвовали в олимпиадах. Мне тогда было 4 года. Папа приходил домой и много рассказывал о звездах, планетах, вселенной. Не влюбиться в космос было невозможно. Помню, под столом мастерила с папой космический корабль. Так что детство сильно на меня повлияло, и я отучилась на астронома. Люди, работающие с космосом, уникальные, это настоящие фанаты своего дела, наполненные, одухотворенные.

А не было желания полететь в космос?

А.Г.: Шутите?! Конечно! Это мечта, но, к сожалению, у меня проблемы со зрением, поэтому полететь не получится. Но я не расстраиваюсь, изучаю космическое пространство на земле, что тоже безумно интересно. Это сегодня к космонавтам такие жесткие требования по здоровью, но в будущем, возможно даже благодаря разработкам моих учеников, космос станет доступнее. И кто знает, может быть, когда мне будет 70 лет, я буду каждые выходные летать на Луну.

«Возможно, кто-то из моих учеников действительно свяжет свою жизнь с космосом»

Что представляют собой ваши методические разработки по изучению космоса?

А.Г.: Сейчас у меня 5 методических программ, одна из них – «Космические разведчики». Как раз ее я и презентовала на конкурсе. В этой программе я необычно подхожу к изучению космоса, предлагаю детям в игровой форме побывать в космическом пространстве. Внутри нашего отряда дети делятся на экипажи – все как на настоящих космических кораблях. В каждой команде из 4-6 человек назначаются командиры, штурманы, экипировщики и другие космические специалисты. Все эти профессии мы изучаем в теории и на практике. Например, штурманам я рассказываю, как строится навигация по звездам, как в космосе ориентируется корабль. Затем в игровой форме ребенок показывает, как составлять маршрут, следить за исправной работой навигационных приборов. Детям очень нравится. Сейчас для них все это на уровне игры, а когда они вырастут, космические специальности будут востребованы, и, возможно, кто-то из моих учеников действительно свяжет свою жизнь с космосом.

А что говорят сами дети о космосе? Хотят ли полететь на Луну, стать космонавтами?

А.Г.: У меня группы разновозрастных ребят – от 9 до 17 лет. Те, что младше, романтизируют профессию космонавта, говорят, что хотят летать на ракетах, видеть планеты на расстоянии вытянутой руки. Ребята постарше более осознанные, космическая тема их привлекает, но они хотят связать свою жизнь с инженерными специальностями, производить спутники, например.

Тема космоса непростая, как заинтересовать детей?

А.Г.: Я начала работать с детьми, когда мне было самой 19 лет. Тогда для них я была не педагогом, а скорее вожатой. Я никогда не пыталась упростить материал, рассказывала так, как сама понимаю его. И знаете, в 99% дети все понимают. Им важно рассказать красочно, обстоятельно и местами говорить медленно. Но самое главное, смотреть в глаза, чувствовать ниточку в этом общении. Если есть связь, значит, и материал будет усвоен.

«Когда назвали мое имя, я буквально взлетела на орбиту, настолько была потрясена и удивлена»

Как проходил конкурс «Сердце отдаю детям»? Верили в победу?

А.Г.: Я сама по себе очень активная, участвую в различных проектах, люблю все новое. И вот в прошлом году не успели мы с моим отрядом вернуться с одного конкурса, как руководство Центра внешкольной работы предложило мне поучаствовать в конкурсе «Сердце отдаю детям». Признаться, для меня это было неожиданностью. Так с корабля на бал и снова на корабль началась моя подготовка. Год длилась эта соревновательная гонка – районный, городской, республиканский, а потом уже и всероссийский этапы. Где я участвую, я поняла только на середине пути.

Все испытания – презентация методической программы, видеовизитка, обращение к педагогическому сообществу, организация и проведение открытого занятия – были направлены на раскрытие профессиональной составляющей. Конкурс основывался на принципе 4К – креативность, коммуникативность, критическое мышление и командная работа.

Было огромное количество действительно талантливых педагогов с очень интересными программами и методиками. Победить, конечно, хотелось, но до последнего не верила. Когда назвали мое имя, я буквально взлетела на орбиту, настолько была потрясена и удивлена.

Опирались ли вы в своей программе на опыт космонавтов? Может быть, с кем-нибудь консультировались?

А.Г.: На конкурсе я представила флаг нашего отряда космических разведчиков. Этот флаг побывал в космосе, на нем есть даже специальная печать, которую ставят на предметы, побывавшие на МКС. А полетел флаг в космос благодаря космонавту Сергею Рязанскому. Будучи председателем российского движения школьников, он ездил по городам и изучал различные практики работы с детьми. В Казани он посетил центр аэрокосмического образования в лицее №35, там мы и познакомились. Я попросила его во время экспедиции взять с собой наш флаг. Признаться, думала, не исполнит просьбу, потому что с собой в космос можно брать только 1 кг вещей. Но он смог это сделать, свидетельство тому – фотография.

Что для вас победа в конкурсе? Какие проекты хотите еще реализовать?

А.Г.: Победа даст возможность реализовать давние мечты. Одна из них – открыть космический музей. У нас в Казани гигантская история, связанная с космосом – здесь находится старейшая кафедра астрономии в России, на заводе «Электроприбор» делали приборы для стыковки космических кораблей, у нас жил ученый Сергей Королев, сюда приезжал Юрий Гагарин.

Ежегодно на базе лицея №35 на макете космического корабля мы проводим симуляции космических полетов. Мне бы хотелось, чтобы этот проект стал городским, чтобы можно было организовывать такие «полеты» для всех желающих детей.

Напомним, всероссийский конкурс «Сердце отдаю детям» в 2020 году прошел в шестнадцатый раз. Он является главным педагогическим конкурсом системы дополнительного образования детей.

В этом году очный этап конкурса проходил в Санкт-Петербурге с 21 по 24 ноября. За победу боролись 90 участников из 35 регионов.

В материале использовались фотографии из личного архива Анны Григорьевой.


Все новости