Вход
Сбросить пароль
Сбросить пароль

Если вы забыли пароль, введите ваш E-Mail. Информация, необходимая для смены пароля, будет выслана вам по E-Mail.

Вход в личный кабинет
Сообщение в техническую поддержку
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
17.11.2020, 09:54

Казанский психолог: «Коммуникабельный ребенок всегда найдет пути преодолеть препятствия»

Лилия Сафина рассказала о том, кому больше необходим психолог – детям или родителям, и нужно ли стремиться стать идеальными мамами и папами.

Фото: из личного архива Лилии Сафиной

(Город Казань KZN.RU, 17 ноября, Алена Мирошниченко). Всемирный день ребенка отмечается ежегодно 20 ноября. Эта дата призвана обратить внимание на психическое здоровье и правильное развитие детей. О том, кому больше необходим психолог – детям или родителям, нужно ли стремиться стать идеальными мамами и папами, как организовать домашнее общение в условиях самоизоляции и дистанционки читателям портала KZN.RU рассказала педагог-психолог Центра социального обслуживания «Доверие» Лилия Сафина.

«Не нужно проходить специальные курсы, чтобы стать родителем»

Лилия Мансуровна, расскажите, насколько детям необходима работа с психологом?

Л.С.: Психолог – это дополнительный специалист. Водить к нему детей не обязательно. При этом тем взрослым, которые испытывают тревогу за своих детей, чрезмерно заботятся о своем чаде или, наоборот, переживают неблагоприятные чувства по отношению к детям, встречи с психологом необходимы.

Гиперзабота о ребенке – это тот случай, когда нужно срочно идти к психологу. Если к этому есть предпосылки, то начать работу со специалистом можно даже еще до зачатия. Родителю нужно помочь определиться со своей ролью. Мы часто нагружаем природную, биологическую и естественно сформировавшуюся модель поведения своими страхами, опасениями или надеждами. Да, родительство – это непростой труд и большая ответственность. Но не нужно для этого проходить специальные курсы.

Возвращаясь к вопросу о работе детей с психологом, скажу, что это необходимо, когда ребенку надо помочь развить какие-то качества. В таких случаях специалист консультирует родителей по вопросам детского развития и дает рекомендации. Кроме того, практические психологи, к которым я отношусь, могут помочь организовать необходимое общение, способствующее развитию ребенка. Иногда это проводится в группах в развивающих центрах, сейчас – в формате консультации.

Что в наибольшей степени влияет на психическое здоровье ребенка?

Л.С.: Психическое здоровье родителей. До тех пор, пока ребенок живет в семье, он очень зависит от родителей. Даже если он испытывает какие-то сложности в общении со сверстниками, именно родители дают ему поддержку, заботу, рассказывают о способах решения проблем. Мама и папа остаются образцом для ребенка, они дают практические способы решения проблем, при этом сами этого не осознают. Дети подхватывают у родителей способы взаимодействия с окружающими. Поэтому чем лучше родитель умеет общаться, тем проще его ребенку.

Но на психическое здоровье детей также влияют и социальные, экономические условия. То есть условия его жизни не должны сильно отличаться от условий жизни окружающих. Причем в любую сторону: как в плюс, так и в минус.

«Стремление стать идеалом – это путь к выгоранию и психическому отклонению»

Дайте несколько советов, чего ни в коем случае нельзя делать и как нельзя себя вести родителю, чтобы его ребенок был психически здоров.

Л.С.: Родителям не стоит жертвовать собой во имя ребенка или делать то, что выше их сил, даже если это вынужденная мера. В любом случае это откладывает свой отпечаток на отношениях, вредит им и может повлиять на состав семьи.

В то же время нельзя делать вид, что ребенка нет. Бывает, что ребенок оставлен няням или бабушкам, а родитель общается с ним как редкий гость. Такого быть не должно.

Нельзя сравнивать своего ребенка с другими: с более успешными братьями, сестрами, соседями по площадке, сверстниками.

Также нельзя сравнивать своих детей с самим собой в детстве, ставить себя в пример. Можно рассказывать о своих воспоминаниях, но идеализировать свой образ не стоит. Это рождает у ребенка чувство недоверия и отдаляет его от родителя. Расскажу реальный случай из практики. Мама и папа в школе были медалистами и теперь недоумевают, как их ребенок не может решить задачу. Это же, по их мнению, так просто! Непонимание в таком случае только усиливается. Важно помнить, что у каждого свой путь и свои достижения.

Можно ли стать идеальными родителями и нужно ли стремиться к этому?

Л.С.: Стремление стать идеальным родителем продиктовано комплексами и даже травмами. Бывает так, что человек в детстве пережил развод родителей, жил в тяжелых условиях, столкнулся с жестокостью по отношению к себе. Во взрослом возрасте он будет стремиться оградить от всего этого своего ребенка, стремиться быть идеальным.

Но делать этого не нужно. Стоит осознать это стремление, ловить его и останавливать себя в такие моменты. Важно попытаться понять, что в таких случаях вами движет. Само по себе стремление стать идеалом – это путь к выгоранию и психическому отклонению (можно загнать себя или ребенка). Британский педиатр и детский психоаналитик Дональд Винникотт сказал, что нужно быть «достаточно хорошим родителем». Вот с этим я согласна. То есть иметь свои особенности и несовершенства нормально. Ведь нигде не прописан идеальный способ существования в ваших обстоятельствах, с вашим ребенком.

«Ребенок обязан двигаться – это профилактика тревоги»

Мы все переживаем пандемию, кто-то даже паникует. Стоит ли описывать ребенку все страхи и опасности, которые связаны с этой ситуацией? И как лучше преподнести эту информацию?

Л.С.: Сейчас эта ситуация стала нашей реальностью. Я думаю, запугивание, даже и из лучших побуждений, не так необходимо. Слова усваиваются лишь на 10%. Информацию нужно постоянно подкреплять действиями. Главное – это собственный пример и обязательность исполнения правил. Если ребенок видит, что родитель надевает маску, моет руки и выполняет правила, то и ребенок будет за ним повторять. Именно так мы показываем серьезность положения. На самом деле мы стали внимательнее слушать и смотреть в глаза. У нас повысилась и чуткость, и чувствительность. Теперь, надевая маски, мы будем говорить более четко, направленно и по делу. Кроме того, мы поняли, что узнаем людей по общему облику, а не только по лицам.

Как сложившаяся эпидемиологическая обстановка и связанные с этим ограничения влияют на состояние ребенка и его восприятие мира?

Л.С.: На детей больше влияет изоляция, когда они замыкаются в четырех стенах. Этот период был тяжелым, и это видно. Особенно нелегко приходилось детям, которые только начинали ходить, нуждались в развитии этих способностей, а из-за самоизоляции они оказались ограничены в движениях, подвижности.

Когда, наконец, открыли детские площадки, дети были переполнены радостью и счастьем, что они снова могут чувствовать, слышать и осязать мир. Ребенок в этом возрасте обязан двигаться, в том числе потому, что это профилактика тревоги. Тревога приводит к телесным зажимам. Справиться с ними тоже можно только через движение. Поэтому я советую давать детям возможность играть. Например, футбол и вышибалы предполагают минимум контакта между детьми, что сегодня очень актуально.

«Есть дети, которые не выходят на общение даже онлайн»

Дистанционное обучение для ребенка и его здоровья – это скорее хорошо или плохо? Теряют ли дети что-то, оставаясь дома и общаясь со сверстниками онлайн?

Л.С.: Если бы они общались онлайн, это было бы не так плохо. Коммуникабельный ребенок всегда найдет пути преодолеть препятствия. Но есть те, кто не выходит на общение даже онлайн. Тут нужна помощь родителей. Надо наладить взаимодействие ребенка со сверстниками современными способами, не позволять ему замыкаться, унывать и опускать руки. Можно вместе звонить родственникам, друзьям, проводить онлайн-праздники, дни рождения. При этом не обязательно включать видеоконференцию, важно даже просто слышать родные голоса. Смысл в том, чтобы поддерживать эмоциональное общение. Очень важно, чтобы ребенок хотя бы по голосу чувствовал эмоции собеседника. В противном случае процесс социального развития притормозится.

Не будет ли потом сложнее объяснять ребенку, что надо меньше времени проводить за компьютером?

Л.С.: Здесь объяснять невозможно. Надо сделать так, чтобы ребенку было интересно заниматься чем-то еще. На помощь приходят спорт, прогулки, можно также искать и исследовать интересные места Казани.

Самый идеальный спорт, по моему мнению, – это спортивное ориентирование. Причем им можно заниматься и дома, и во дворе. Например, мы делаем карту-схему двора или квартиры, прячем в разные углы фишки или небольшие подарки, отмечаем эти места на карте, а затем проводим квесты. Помимо того, что родители и дети проводят время активно и на свежем воздухе, это развивает у ребенка пространственное мышление, уверенность, учит ориентироваться на местности, читать карту. Кроме того, в оборот входит масса новых понятий, особенно для маленьких детей. Хотя это будет интересно для ребят разного возраста. Можно также устроить соревнования с соседями или друзьями. Так дети смогут ощутить командный дух.

«Дети не должны думать, что мама спряталась»

Некоторые родители сейчас работают дома. Как лучше всего провести границу между семьей и работой?

Л.С.: Можно договориться с партнером перехватывать ребенка, например, на время совещаний. Можно подружиться с соседями и гулять с детьми по очереди. Всегда рядом должен быть человек, к которому ребенок может обратиться с какими-то вопросами.

Если такой возможности нет, то надо предупредить коллег, что вы будете периодически отвлекаться на ребенка. Дети должны быть на первом месте. Прежде всего, из соображений безопасности. То есть, свою работу нужно строить так, чтобы делать частые перерывы, планировать то время, которое ребенок проведет наедине с собой. Я бы даже посоветовала надоедать ребенку. Малыш должен знать, что он – в центре внимания. Дети не должны думать, что мама спряталась, что нельзя мешать ей и напоминать о себе. Наоборот, надо самим постоянно отвлекаться на него, чтобы ребенок потом радовался, когда может спокойно поиграть и порисовать без мамы. Но погружать детей в мультики точно не стоит: потом будет очень сложно от них отвыкать.

Занять ребенка можно еще одним способом, который еще и учит его осознавать продолжительность времени и дает положительное подкрепление для самостоятельной игры. Для начала рисуем цветы на стеблях, но один бутон оставляем закрытым. Затем выбираем время, когда ребенок должен будет играть самостоятельно, после чего возвращаемся с обновленным рисунком, где бутон распустился. Так мы хвалим ребенка, что он занимался самостоятельно, дал маме время поработать, поэтому и цветочек распустился. Можно добавить, что скоро снова придется погрузиться в работу, посмотрим, вырастет ли еще что-нибудь. Если ребенок отвлекается и не слушает, то говорим: «Цветок еще не распустился, поиграй или порисуй еще, пожалуйста». После надо обязательно вручить малышу заслуженный цветок.

Этот прием помогает избежать объяснений по поводу важности работы и смириться с течением времени. Кроме того, он внесет элемент игры, предсказуемости, настроит ребенка на успехи и позволит избежать ненужных упреков. Ведь фраза «Сегодня ни один цветочек не зацвел» звучит лучше, чем «Ты мне не давал спокойно работать».

Все новости